Алалия

Алалия — один из самых тяжелых дефектов речи. У ребенка-алалика речь самостоятельно, без специальной логопедической помощи не формируется. 

Алалия (от греч. а - частица, означающая отрицание, и лат. lalia -речь) - отсутствие речи или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования речи).

Дети, страдающие алалией, по степени выраженности дефекта представляют собой довольно разнородную группу.

Причины, вызывающие алалию, связаны с органическим поражением центральной нервной системы: травмы головного мозга, осложнения после краснухи, менинго-энцефалита, кровоизлияния в мозг вследствие быстрых родов, обменные нарушения до родов, в период родов и в послеродовой период до года.

В зависимости от того, какая зона головного мозга нарушена (центр Вернике, центр Брока), различают 2 формы алалии: моторную (недоразвитие активной речи) и сенсорную (недоразвитие понимания речи).

1.Моторная алалия. Характерный признак моторной алалии — расстройство экспрессивной (собственной) речи: у детей страдает возможность самостоятельных связных высказываний, грамматическая сторона речи, произношение звуков, слоговая структура слова.Часто речь детей-алаликов непонятна окружающим или понятна только в конкретной ситуации общения, если она подкреплена жестами. Но при этом обращенную речь ребенок понимает хорошо, адекватно на нее реагирует, выполняет просьбы взрослых.

Также у них часто нарушена общая моторика (дети не могут ритмично двигаться под музыку, попрыгать на одной ноге и т. д.), они быстро утомляются. У детей недостаточно развиты такие психические функции, как внимание и память.

2. Сенсорная алалия. Характерным признаком сенсорной алалии является нарушения понимания обращенной речи при сохранном слухе. Дети или совсем не понимают то, что говорят им взрослые, или понимают очень мало. У таких детей часто наблюдается эхолалия.

Как правило, собственная речь ребенка-алалика  также  сильно затруднена.

Сенсорная алалия встречается гораздо реже, чем моторная. Дети с таким нарушением речи обязательно должны получать своевременную помощь специалистов, и только после длительного периода коррекции они могут обучаться в специальной школе для детей с нарушением речи.