Дислалия

Дислалия является одним из самых распространенных дефектов речи.

Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации  речевого аппарата. 

Нарушение речи может наблюдаться в отношении любого звука, но реже  страдают звуки, простые по способу артикуляции (они не требуют дополнительных движений языка): м, н, г, к. Чаще всего нарушено произношение трудных по артикуляции звуков: свистящих (с,з), шипящих (ш,ж), сонорных (л,р). Звук может отсутствовать в речи совсем, заменяться на другой звук или искажаться.

Различают дислалию 2 видов: механическую (органическую) и функциональную.

Причинами функциональной дислалии считается:

Причины механической дислалии: органические дефекты периферического речевого аппарата. Он могут быть врожденными и приобретенными. 

К врожденным относится несращения верхней губы, челюсти, мягкого и твердого нёба ,укороченная или слишком массивная подъязычная связка (уздечка), различные аномалии прикуса. Нормальным считается прикус, когда нижние передние зубы слегка прикрыты верхними при смыкании челюстей.

Прогнатия — верхняя челюсть сужена и сильно выступает над нижней.

Прогения — вперед выступает нижняя челюсть.

Открытый прикус — между зубами нижней и верхней челюстей остается промежуток. 

Приобретенные дефекты возникают в любом возрасте в результате челюстнолицевых травм.

Исправление неправильного произношения звуков  должно проходить в дошкольном возрасте, потому что именно в это время речь наиболее гибка и податлива, легко поддается коррекции. На первом этапе работы с ребенком развивается слуховое внимание и память, фонематическое восприятие, формируется артикуляторная база, то есть отрабатывается положение языка, необходимое для произнесения звука (артикуляционная гимнастика). Затем логопед устраняет неправильное произношение, после чего звук автоматизируется (закрепляется) в словах, фразах, в связной речи ребенка. Одновременно он учится контролировать себя, распознавать звук в потоке слов и правильно его произносить. Заключительный этап работы — употребление звука во всех ситуациях общения.