Дизартрия

Дизартрия — по сравнению с дислалией более тяжелое и сложное нарушение звуковой стороны речи, оно возникает вследствие органического поражения центральной нервной системы. У детей - дизартриков нарушено не только произношение звуков, но и вся произносительная сторона речи.

Произношение звуков при дизартрии смазанное, нечеткое, часто нарушен ритм дыхания, голос тихий или, наоборот, слишком громкий и резкий, темп речи слишком быстрый или замедленный. В самых тяжелых случаях речь совсем не понятна и превращается в подобие «мычания».

Причинами возникновения дизартрии являются органические поражения центральной нервной системы во внутриутробном  и раннем периоде развития ребенка. Возникают вследствие интоксикации, гипоксии, токсикоза, хронических инфекций. Нередко дизартрию можно наблюдать у детей, страдающих детским церебральным параличом. 

В настоящее время различают бульбарную, псевдобульбарную, подкорковую, корковую и мозжечковую формы дизартрии. Также выделяют  стертую форму дизартрии, которая является менее выраженной, дети со стертой формой дизартрии не так сильно выделяются среди сверстников.

У детей-дизартриков слабо развиты мышцы языка, губ, щек. Это затрудняет не только произношение звуков, но и другие совсем, казалось бы, обычные вещи.  Например, дети с трудом учатся полоскать рот водой. К тому же, у них затруднены жевательные навыки.  Дети-дизартрики плохо едят твердую пищу, подолгу держат ее за щекой.Часто затруднения возникают в рисовании, пользовании ножницами, выполнении физических упражнений (нарушена общая и мелкая моторика).

Положительный результат логопедической работы достигается при условии, что работа ведется в комплексе(сочетание логопедических и лечебных мероприятий), логопед  воздействуют на все компоненты речи (звукопроизношение, лексический  и грамматический строй, формирование ритмико-мелодической стороны речи, особенности коммуникативной сферы).