Игры на пополнение словарного запаса и развитие связной речи


IMG_1072.JPG1. «Четвертый лишний».

Игра способствует пополнению словарного запаса, развитию умения подбирать обобщающие слова, развивает мышление

Ребенку предлагается 4 картинки, из которых он должен найти 1 лишнюю. Например:- лошадь, собака, лось, свинья (лишний лось, т. к. это дикое животное, остальные — домашние).

2. «Угадай по описанию».

Развивает мышление, связную речь детей, воображение, обогащает словарный запас.

Взрослый или ребенок загадывает животное, но не называет вслух, а описывает его с помощью прилагательных: «Она рыжая, хитрая, пушистая...». Затем они меняются местами. Очень интересно, если в эту игру будут играть сразу несколько детей.


3. «Помоги зайчишке».

Игра способствует пополнению словарного запаса, развивает умение подбирать обобщающие слова.

Ребенку предлагаются картинки с изображением овощей и фруктов, перемешанные между собой. Взрослый объясняет: зайчишка не знает, что же растет на дереве (фрукты), а что  на грядке (овощи). Ребенок делит картинки на 2 части. Ему будет интереснее, если раскладывать придется не просто на стол, а, например, в 2 корзинки.

Следует заметить, что существует множество вариантов этой игры: также вы можете раскладывать домашних и диких животных, зимующих и перелетных птиц, животных холодных и жарких стран, водный и наземный транспорт и т. д.

4. «Кто как подает голос».

Игра способствует накоплению словарного запаса детей, развитию связной речи.

Взрослый предлагает ребенку картинки с изображением животных. Как подают голос животные?

Свинья хрюкает, корова мычит, гусь гогочет, лягушка квакает и т. д.


5. «Кто как передвигается?»

Рыба плавает, птица летает, змея ползает, лягушка прыгает и т. д.


IMG_1038 (1).JPG6.  «Пальчиковый театр».

Игра способствует развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук.

На пальцы ребенка надеваются небольшие фигурки животных, людей, которые могут быть сделаны из бумаги, их можно связать или купить уже готовые. Сначала вместе со взрослым, а потом и самостоятельно разыгрываются сказки, где ребенок говорит за героев с разной интонацией и меняя свой голос — при этом  развивается и просодическая сторона речи (голос, интонация).

7. «Что в мешочке?».

Игра способствует развитию связной речи, развивает мышление.

Хорошо, если в эту игру играют 2 и больше детей. Один ребенок заглядывает в «Волшебный мешочек», в котором лежит игрушка или любой другой предмет. Не называя, ребенок описывает его, остальные дети должны догадаться, о чем идет речь.

8. "Фантазеры".

Игра развивает связную речь, воображение.

Ребенку предлагается закончить предложение:

Если бы я был волшебником, то...

Если бы я был президентом, то...

Если бы у меня была шапка-невидимка, то...