Игры на развитие грамматического строя  речи

IMG_1246.JPG

Грамматический строй — важнейший компонент речи. Иногда мы замечаем, что ребенок не согласует слова между собой, не может образовать множественное число, подобрать нужное прилагательное. Научиться этому в интересной для ребенка игровой форме помогут приведенные ниже упражнения.


1.«Назови ласково».

Игра способствует развитию грамматического строя речи, учит образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 

2.«Найди детеныша».Взрослый бросает ребенку мяч и называет существительное (дом, стол, чашка), ребенок мяч ловит и говорит это слово ласково, в уменьшительно-ласкательной форме (домик, столик, чашечка).

Игра  способствует развитию грамматического строя речи, учит образовывать слова с суффиксом -ок-, способствует запоминанию названий детенышей животных.

Взрослый называет какое-либо животное, показывая  картинку, ребенок тоже выбирает картинку и  называет детеныша (кошка-котенок, слон-слоненок, верблюд-верблюжонок). Можно разделить игру на категории: называть только домашних животных, только диких животных, только животных Африки и т. д.

3.«Угадай — чье?».

Игра учит образовывать притяжательные прилагательные и согласовывать их с именами существительными.

Взрослый предлагает ребенку ряд картинок с изображением отдельных частей различных животных (хвост, уши, туловище, голова), задает вопрос - «Чей хвост?». Ребенок подбирает притяжательные прилагательные: это лисий хвост, это заячья лапа и т. д.

4.«Какой, какая?»

Игра учит ребенка  правильно  образовывать и употреблять относительные прилагательные.

Мяч из резины какой? - резиновый.

Кастрюля из металла какая? - металлическая.

грамматический строй игры

Ведро из пластмассы какое? - пластмассовое.

5.«Повар».

Игра помогает ребенку правильно научиться употреблять относительные прилагательные.

Предложите ребенку представить, что он будет готовить блюда из различных продуктов (выложите их перед ребенком, либо картинки с их изображением).

Повар приготовил сок из яблок — яблочный сок, из груш — грушевый сок и т. д.

Повар сварил суп из овощей — овощной суп, из мяса — мясной суп, из рыбы — рыбный суп и т. д.

6.«1-2-5»

Учимся согласовывать существительное с числительным.

Ребенка просят посчитать предметы: 1-2-5.

1 автобус, 2 автобуса, 5 автобусов

1 чашка, 2 чашки, 5 чашек.

7.«Помоги Незнайке».

Игра учит правильному употреблению творительного падежа существительных.

Взрослый объясняет ребенку, что Незнайка решил отремонтировать старые вещи, но не может понять, какие инструменты ему нужны. Давай вместе поможем Незнайке!

Пилят чем? - пилой.

Шьют чем? - иголкой.

Рисуют чем? - карандашами.

Режут чем? - ножницами.

Забивают гвозди чем? - молотком.

8.«Отгадай-ка!»

Игра расширяет словарный запас ребенка, учит называть предмет, ориентируясь на его части.

Кора, ствол, ветки, корень - … (дерево)

Кабина, фары, кузов, колеса - … (машина)

Крыша, фундамент, окна, двери - … (дом)

Голова, перья, туловище, крылья, хвост - … (птица).

Задание может быть изменено: один называет предмет, а другой перечисляет части этого предмета.

9."Таня и Танечка".Взрослый предлагает ребенку рассмотреть ребенку 2 кукол: большую и маленькую, а затем назвать части тела и лица: У большой Тани глаза, а у маленькой Танечки глазки,у Тани ноги, а у Танечки ножки и т. д.