Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука Р

1.“Чистим зубки”.

Цель: отрабатывать умение владеть языком, , учиться поднимать язык вверх. 

- Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно проводить с наружной стороны верхних зубов.

Зубки верхние снаружи

Нам почистить очень нужно.

 - Улыбнуться, открыть рот и широким языком “почистить” верхние зубы с внутренней стороны.

Зубы верхние – смотри:

Чищу “чашкой” изнутри.

2.“Индюк”.

Цель:  отрабатывать подъем языка и подвижность кончика языка.

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, темп постепенно становится быстрее, затем подключается голос: “бл-бл-бл”( индюк болбочет).

Широко открыт мой рот,

Язычок – назад-вперед.

Лижет “чашечкой” губу

И болбочет на ходу.

3.“Парус”.

Цель: удерживать язык за верхними зубами, укреплять мышцы языка.

Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.

Улыбаюсь, рот открыт:

“Парус” там уже стоит.

Прислоню язык, смотри,

К зубкам верхним изнутри.

4.“Маляр”.

Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.

Улыбнуться, открыть рот и “покрасить” кончиком языка твердое нёбо (“потолок”), делая движения языком вперед-назад. Губы и нижняя челюсть неподвижны.

Язык – как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

5.Кучер”.

Цель: отрабатывать вибрацию губ и языка, развивать силу выдоха.

Сомкнуть губы и сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышится “тпру-у”

Губы вместе я сведу,

Через губы буду дуть.

Поиграю я в игру

И скажу лошадке “Тпру!”

6.“Лошадка”.

Цель: отрабатывать подъем языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать уздечку.

Улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка, как лошадка цокает копытами. Сначала выполняем медленно, затем темп убыстряется.

Рот широко открываю

К нёбу язык прижимаю.

Прыгает вниз язычок,

И раздается щелчок.

7.“Грибок”.

Цель: отрабатывать умение удерживать язык наверху, растягивать подъязычную связку.

Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка (уздечка) была натянута – это “ножка гриба”. Удерживать 5-10 секунд.

Широко открою рот,

Будто щелкну я вот-вот.

.8.“Гармошка”.

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.

Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот, как будто растягиваются меха гармошки, язык в одном положении, от нёба не отрывать.

Присосу язык на нёбо,

А теперь смотрите в оба:

Ходит челюсть вверх и вниз-

У нее такой круиз.

9.“Барабанщик”.

Цель: отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации.

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, отчетливо проговаривая “д-д-д-д-д” и постепенно убыстряя темп. Звук Д носит характер четкого удара, не “хлюпает”.

За зубами в бугорок

Бьет широкий язычок.

10. “Загони мяч в ворота”.

Цель: научиться выпускать длительную направленную воздушную струю.

Вытянуть губы вперед “трубочкой” и длительно подуть на маленький шарик (можно сделать из ваты), который лежит перед ребенком, стараться загнать его в “ворота” (2 кубика).

Щек своих не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

11.“Фокус”.

Цель: направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме “чашечки” на верхней губе.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

Я “чашку” выведу вперед,

С нее подую вверх.

И теплый воздух обдает

Мой носик, например.