Нарушения письменной речи

Кроме нарушений устной речи, существуют также нарушения письменной речи (нарушения письма и чтения).

Дети с нарушением письма пишут иногда совершенно непонятно для окружающих, если не знать, что именно должно быть написано (например, «девочка Надя» - «дева ска на да»). Письмо тесно связано чтением, поэтому, как правило, у таких детей нарушен и процесс чтения.

Часто учителя возмущены ошибками ученика, считая их нелепыми, сделанными из-за невнимательности и нежелания. На самом деле все гораздо серьезнее, и дети, допускающие подобные ошибки регулярно, остро нуждаются в помощи логопеда.

Среди нарушений письменной речи выделяют аграфию (полная неспособность к усвоению письма) и дисграфию (специфическое нарушение письма).

Недостатки чтения — алексия ( полная неспособность к процессу чтения) и дислексия (специфическое нарушение чтения).

Дисграфия и дислексия возникают чаще всего у детей с общим недоразвитием речи. Причиной нарушения чтения и письма ученые считают фонематическое недоразвитие (дети не различают на слух близкие по артикуляции и звучанию фонемы-звуки: Б-П, Д-Т и т. д.).

Часто при дисграфии ребенок, неправильно произносящий звуки родного языка, допускает ошибки на письме (он пишет так, как произносит).

Ребенок-дисграфик может пропускать буквы на письме, переставлять слоги местами, оставляет слова недописанными, слитно пишет предлоги («настоле»), а приставки раздельно («при шел»).

Реже, но все же имеют место следующие ошибки: «большой машина», «зеленая яблоко» - нарушение грамматического строя речи.Если у ребенка не сформировано зрительно-пространственное представление, он может смешивать похожие по написанию буквы ( ш-щ,  б-в, х-ж и т. д.).