Нарушения речи

IMG_1295.JPG

Согласно клинико-педагогической классификации, все нарушения речи делятся на 2 большие группы:

Причинами нарушений речи могут стать различные факторы: органические поражения головного мозга, дефекты в строении речевых органов (например, короткая уздечка языка, расщелина верхнего нёба, неправильный прикус и т.д.), неправильная речь в семье, двуязычие в семье, трудности в различении звуков на слух (нарушен фонематический слух), задержка психического развития, недостаточная подвижность языка и губ.

Ниже Вы сможете познакомиться с различными нарушениями речи, которые встречаются у детей и требуют помощи специалистов (логопеда, невролога).

Дислалияявляется одним из самых распространенных дефектов речи. Это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации  речевого аппарата. Нарушение речи может наблюдаться в отношении любого звука, но реже  страдают звуки, простые по способу артикуляции (они не требуют дополнительных движений языка): м, н, г, к. Чаще всего нарушено произношение трудных по артикуляции звуков: свистящих (с,з), шипящих (ш,ж), сонорных (л,р). Звук может отсутствовать в речи совсем, заменяться на другой звук или искажаться.

Дизартрия  по сравнению с дислалией более тяжелое и сложное нарушение звуковой стороны речи, оно возникает вследствие органического поражения центральной нервной системы. У детей - дизартриков нарушено не только произношение звуков, но и вся произносительная сторона речи.Произношение звуков при дизартрии смазанное, нечеткое, часто нарушен ритм дыхания, голос тихий или, наоборот, слишком громкий и резкий, темп речи слишком быстрый или замедленный. В самых тяжелых случаях речь совсем не понятна и превращается в подобие «мычания».

Тахилалия и брадилалия - патологическое нарушение темпа речи. Брадилалия — патологически замедленный темп речи. У ребенка с брадилалией нечеткая, вялая артикуляция и замедленная речь с растягиванием гласных, монотонность голоса. Нередко вместе с этим у ребенка нарушена и общая моторика, и память, внимание, мышление.Тахилалия  — патологически ускоренный темп речи. В секунду при тахилалии произносится 20-30 звуков (при норме 9-14), но при этом лексико-грамматический строй в норме. Такую речь трудно понять, часто говорящий произносит слоги повторно или пропускает некоторые из них, хотя сам он этого не замечает.

Заикание считается одним из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо и травмирует психику ребенка, мешая при этом  его речевому общению. Заикание — нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (мышц языка, губ, мягкого неба, гортани, диафрагмы). Чаще всего встречается функциональное заикание, когда не имеется органических поражений центральной нервной системы. Оно возникает обычно в возрасте от 2 до 5 лет, когда формируется фразовая речь. Чаще встречается у легковозбудимых детей. Одним из главных и характерных симптомов заикания является страх перед речью (логофобия).

Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Тембр голоса при ринолалии излишне назализован вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит через  носовую полость при произнесении всех звуков речи и в ней  получается носовой резонанс.

Алалия - один из самых тяжелых дефектов речи. У ребенка-алалика речь самостоятельно, без специальной логопедической помощи не формируется.  Алалия (от греч. а - частица, означающая отрицание, и лат. lalia -речь) - отсутствие речи или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования речи). Дети, страдающие алалией, по степени выраженности дефекта представляют собой довольно разнородную группу. Причины, вызывающие алалию, связаны с органическим поражением центральной нервной системы: травмы головного мозга, осложнения после краснухи, менинго-энцефалита, кровоизлияния в мозг вследствие быстрых родов, обменные нарушения до родов, в период родов и в послеродовой период до года.

Нарушения письменной речи Среди нарушений письменной речи выделяют аграфию (полная неспособность к усвоению письма) и дисграфию (специфическое нарушение письма). Недостатки чтения — алексия ( полная неспособность к процессу чтения) и дислексия (специфическое нарушение чтения). Дисграфия и дислексия возникают чаще всего у детей с общим недоразвитием речи. Причиной нарушения чтения и письма ученые считают фонематическое недоразвитие (дети не различают на слух близкие по артикуляции и звучанию фонемы-звуки: Б-П, Д-Т и т. д.). Часто при дисграфии ребенок, неправильно произносящий звуки родного языка, допускает ошибки на письме (он пишет так, как произносит). Ребенок-дисграфик может пропускать буквы на письме, переставлять слоги местами, оставляет слова недописанными, слитно пишет предлоги («настоле»), а приставки раздельно («при шел»). Реже, но все же имеют место следующие ошибки: «большой машина», «зеленая яблоко» - нарушение грамматического строя речи.Если у ребенка не сформировано зрительно-пространственное представление, он может смешивать похожие по написанию буквы ( ш-щ,  б-в, х-ж и т. д.).