Постановка и автоматизация звуков

рассказ по картинеПеред тем, как вы познакомитесь с правилами постановки и автоматизации звуков, предлагаем Вашему вниманию уровни неправильного произношения звуков.

1. Звук совсем не произносится, ребенок не говорит его в речи, словах, слогах и даже изолированно. 

2. Есть изолированный звук, ребенок употребляет его в несложных словах, но во фразовой речи звук отсутствует (требуется автоматизация).

3. Ребенок произносит звук изолированно, в словах, фразовой речи, если произносит предложение медленно и сосредоточенно. Но в обычном потоке речи звук смешивается с другим звуком, близким по артикуляции (С-Ш, З-Ж, Р-Л Д-Т и т. д.). 

В зависимости от уровня неправильного произношения вытекает дальнейшая работа: звук надо "ставить" и автоматизировать, звук необходимо только автоматизировать или необходимо проводить дифференциацию с другими звуками.

Необходимо знать, что иногда дефекты  не самостоятельные нарушения, а являются частью более сложных дефектов (при алалии, дизартрии). 

Сроки постановки правильного произношения звука.

Часто родители задают логопеду вопрос: как быстро можно поставить звук?

Сроки постановки зависят от ряда важных факторов: степени сложности  речевого дефекта, регулярности занятий, возраста ребенка и его индивидуальных качеств.Постановка звука иногда занимает 1-2 занятия, а автоматизация (закрепление) 3-4. В другом случае  требуется только 7-10 занятий, чтобы подготовить артикуляционный аппарат для постановки того или иного звука. Оба варианта абсолютно нормальны.В работе должна быть регулярность и последовательность — так вы гораздо быстрее добьетесь желаемого результата.

Этапы логопедической работы.

1.Подготовительный.

На этом этапе  формируется и развивается слуховое внимание и фонематическое восприятие звука, проводится артикуляционная гимнастика. Если у ребенка есть нарушения в развитии речевых органов ( неправильный прикус, расщелины нёба), следует обратиться к врачу.  При укороченной подъязычной связке есть возможность исправить недостаток с помощью специальных упражнений. Если ребенок совсем не говорит, на этом этапе стимулируют первые речевые проявления, вызывают звукоподражания.

Подготовительный этап очень важен, его успешность во многом зависит от родителей, которые должны следить за регулярным и правильным выполнением ребенком всех упражнений. 

2.Постановка звука, автоматизация звука, дифференциация со звуком, близким по артикуляции.

Поставить звук — значит, добиться правильного произношения звука изолированно. Ребенка учат придавать своим артикуляторным органам (языку, губам) положение, свойственное правильной артикуляции данного звука. 

После постановки звука логопед и родители добиваются автоматизации (закрепления) звука сначала в слогах, затем в словах, фразах, предложениях и, наконец, в обычной повседневной  речи.

На этапе дифференциации звуков  ребенка учат не смешивать звук с близким по артикуляции, работа ведется постепенно, сначала в слогах, постепенно доходя до дифференциации в самостоятельной речи. Работа обязательно проводится перед зеркалом: ребенок должен видеть положение языка и губ при произношении разных по артикуляции звуков.

3.Формирование коммуникативных умений и навыков.

Полное введение звука в речь, проговаривание звука во всех ситуациях общения.