Ринолалия.

Ринолалия (палатолалия) — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Тембр голоса при ринолалии излишне назализован вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит через  носовую полость при произнесении всех звуков речи и в ней  получается носовой резонанс. 

Выделяют  формы ринолалии:

1.Закрытая ринолалия — отличается пониженным носовым резонансом во время произношения звуков (Звуки М, Мь, Н, Нь звучат как Б, Бь, Д, Дь). Кроме того, гласные звуки приобретают неестественный оттенок. Причина закрытой ринолалии — это чаще всего функциональные расстройства небно-глоточного смыкания или органические изменения в носовом пространстве. 

Закрытая ринолалия бывает органической и функциональной. Органические изменения возникают при хронической гипертрофии слизистой носа, полипах, искривления перегородки носа, опухолях носовой полости (передняя закрытая ринолалия); а также как следствие больших аденоидных разрастаний (задняя закрытая ринолалия).

Часто встречается у детей функциональная закрытая ринолалия, она возникает при хорошей носовой проходимости и ненарушенном носовом дыхании. В этом случае мягкое нёбо поднимается выше нормы и закрывает звуковому потоку доступ к носоглотке. 
При органической закрытой ринолалии устраняют причины непроходимости носовой полости, и, как правило, дефект исчезает. Если же он сохраняется, то прибегают к ряду специальных упражнений, которые используются и при исправлении дефектов функциональной закрытой  ринолалии.

2.Открытая ринолалия — может быть органической (врожденное расщепление мягкого и твердого неба, травмы носовой и ротовой полости, в результате паралича  мягкого нёба) и функциональной.

Наиболее сложным недостатком являются расщелины губы и нёба, они оказывают прямое влияние на развитие речи ребенка.

Обычно встречаются следующие виды расщелин: расщелина верхней губы, расщелины твердого и мягкого нёба, расщелины верхней губы, альвеолярного отростка и нёба, подслизистые расщелины нёба. Детям с такими дефектами показана операция. Но коррекционную работу следует начинать еще в дооперационный период (подготавливают активность мягкого нёба, вырабатывают направленный речевой выдох, нормализуют положение корня языка). Выполнение всех упражнений благоприятно сказывается на повышении эффективности операции и последующей коррекции.