Заикание.

Заикание считается одним из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо и травмирует психику ребенка, мешая при этом  его речевому общению. 

Заикание — нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (мышц языка, губ, мягкого неба, гортани, диафрагмы).

Чаще всего встречается функциональное заикание, когда не имеется органических поражений центральной нервной системы. Оно возникает обычно в возрасте от 2 до 5 лет, когда формируется фразовая речь. Чаще встречается у легковозбудимых детей. 

Причины функционального заикания следующие:

Заикание связано с общим физическим и эмоциональным фоном, оно то ослабевает, то усиливается ( когда ребенка наказывают, в момент болезни). 

Основной внешний признак заикания — судороги в речевом аппарате ребенка. Чем они сильнее, тем сложнее заикание.

Выделяют 3 формы заикания по типу судорог:

1.Клоническая форма — наиболее легкая, при ней повторяются звуки или слоги (к-к-кошка, ба-ба-бабушка).

2.Тоническая форма — более тяжелая, в речи появляются длительные остановки в начале или середине слова (к...нижка, руч...ка).

3.Смешанная форма: клоно-тоническая или тоно-клоническая — по преобладающему типу судорог.

Часто заикание сопровождается сопутствующими движениями: моргание, опускание и откидывание головы, раздувание крыльев носа, сжимание пальцев, движения туловища. Они могут быть произвольными и непроизвольными. 

Одним из главных и характерных симптомов заикания является страх перед речью (логофобия). 

Заикание следует устранять сразу же, как оно возникает, т. к. в самой первой стадии заикание обычно имеет легкую форму, которая может со временем усилиться. Полного устранения заикания можно достигнуть только тогда, когда работа ведется комплексно: медицинское воздействие (медикаментозное укрепление нервной системы), психотерапевтическое воздействие (ребенка убеждают, что он может говорить правильно, придают уверенность в собственных силах, акцентируют внимание на успехах), логопедическое воздействие (длятся не менее 8-9 месяцев, происходит воспитание правильной, свободной от заикания речи), логопедическая ритмика (игры и упражнения,  сочетающие в себе движение и музыку, развивают общую моторику, координацию движений,  чувство ритма, снимают скованность, раздражение), воздействие окружающих на личность ребенка (педагоги и родители поддерживают уверенность ребенка в себе, убеждают в успешных результатах), правильная речь окружающих (речь окружающих ребенка взрослых должна быть негромкой, неторопливой и спокойной).